А.К.
КАНДИНСКОМУ
желтый треугольник
Холст, масло, 70х70см
Авторский комментарий: Решение задачи Кандинского о связи фигуры и цвета. Этой задаче 80 лет, и она, подобно знаменитым математическим задачам, ждала своего решения. Кандинский сформулировал ее, преподавая в Баухаузе в начале прошлого века. В чем ее суть? В том, что у любого пятна есть два независимых элемента: его графическое очертание и внутренняя поверхность. Как сделать так, чтобы они не конфликтовали? Другими словами, как правильно закрасить квадрат, треугольник и круг? Как мы помним, он предлагал треугольник закрашивать желтым цветом, квадрат - красным и круг - синим. Предлагал интуитивно, исходя из поворота линии. Точной связи здесь нет, задача не была решена. Ближе всех к решению подобных задач подошел Малевич, использовавший контрасты, вспомним его "Черный квадрат" (максимум живописного контраста: черный-белый соответствует максимальному графическому: взаимно перпендикулярным линиям). Ротко также пытался ее решить, уйдя от очертаний пятна (сделав их мягкими, размытыми). И вот только спустя 80 лет я решил ее с помощью размерного искусства. Здесь показаны три треугольника со сторонами, равными желтому цвету соответственно 18-ой, 19-ой и 20-ой октав относительно октавы спектра. Т.е. это - желтые треугольники в других октавах. Если были бы другие размеры, то и цвет, естественно, был бы другой. Нет прямой связи между формой и цветом, но есть прямая конкретная связь между размером и цветом.