Александр Коростелев
Рисование
цвета.
Цветовая поверхность и линия.
Предположим, мы захотели линией передать цвет. Как это сделать?!
Не
надо большого ума, чтобы рисовать то, что имеет какие-то очертания – бери
карандаш и рисуй, но как изобразить то, что по определению не имеет ничего, за
что бы глаз мог зацепиться? Вот это – Задачка для художника!
№1 – цветовая поверхность, №2 – какое-то графическое выражение цветовой
поверхности, которое мы должны получить.
Изображение,
концепция и форма.
Можно, конечно, договориться
передавать цвет с помощью какого-то рисунка. Например,
красный – кирпичной кладкой, зеленый – елками, синий – волнами и так далее.
Это будет изобразительный подход. Можно как-то обозначить каждый цвет.
Например, начальными буквами, или цифрами – скажем, координатами RGB. Из этого мы должны построить какую-то
графическую вязь, чтобы она легко читалась, и в ней угадывался закодированный
нами цвет. Это – концептуальный подход, и здесь также надо договариваться. Это
плохо. Хотелось бы остаться только в форме, не зависящей ни от чьего мнения. То
есть, мы не должны использовать никакие значки, цифры, буквы, не опираться ни
на какой человеческий опыт, а пользоваться только формальными свойствами линии.
Цвет – это последовательность.
Как воздействует линия на зрителя,
понятно: зритель представляет, что он находится на каком-то большом ровном поле
(это – формат картины) и двигается по тропинкам, которые там проложены (это –
линии). Какова линия, такое впечатление и получает зритель. Это может быть
спокойное неопределенное блуждание, а может – стремительный бег. Это могут быть
остановки и перескоки, могут быть резкие повороты, а могут быть плавные. И так
далее. А как на зрителя воздействует цвет, ведь там нет никакого рисунка и
никаких тропинок? И, тем не менее, воздействие есть, и у каждого цвета оно
разное: например, зеленый цвет отличается от красного. Ответ: цвет – это
последовательность импульсов, которые и воспринимает человек. А отличие состоит
как в величине импульсов, так и в расстоянии между ними.
Линия: плавные
и резкие повороты.
Итак, мы должны нарисовать импульсы на определенном расстоянии. Это и будет
рисунок цвета. Во-первых, зададим линию, чтобы заставить взгляд двигаться по ней.
Как на линии можно передать импульс? Воспользуемся для этого фиксированным
поворотом. Нарисуем такую линию и заполним ею всю плоскость. Для сравнения
нарисуем линию с плавными поворотами и ею заполним другую плоскость.
Очевидно, рисунок №3 может представлять какой-то цвет (скажем, желтый), так как он содержит импульсы на равных расстояниях, а рисунок №4 не может представлять цвета, т.к. вообще никаких импульсов не содержит, а значит, это будет черный цвет, как цвет, не имеющий энергии.
Линия: длина штриха.
Что же отличает один цвет от другого и как это выразить с помощью линии? Очевидно: расстояние между импульсами. В линейном представлении это будет разная длина штриха для различных цветов. Так, для фиолетового цвета длина волны равна 400 нанометров, в то время, как для оранжевого, она в полтора раза больше и равна 600 нанометров.
Угол поворота.
А что же
такое угол поворота линии? Очевидно это – мера энергии: чем острее угол, тем
больше поворот, тем большая энергия, следовательно, цвет будет светлее.
В рисунке №8 штрихи такой же длины, что и в рисунке №7, но угол поворота линии больше, следовательно, цвет будет тот же, но более светлый (на рисунке синим цветом показаны для наглядности не углы, а величины импульсов). Слева - пурпурный, справа - розовый.
Относительная
длина штрихов.
В рисунке №10 преобладают штрихи той же длины, что и в рисунке №9, но некоторые штрихи отличаются, следовательно, цвет, выраженный линией №10, будет менее насыщенным. Слева - зеленый чистый, справа - зеленый палевый.
Рисунок цвета.
Мы получили рисунок цвета с длиной штриха, равной длине волны. Например, для зеленого цвета это будет 550 нанометров, т.е. чуть более полмикрона! Естественно, такую картину можно будет рассмотреть только в микроскоп, и такая картина никому конечно не нужна! Как сделать ее воспринимаемой обычным невооруженным человеческим глазом?
Выйдем из затруднительного положения следующим образом: покажем не тот цвет, который мы видим, а другой такой же цвет соседней октавы, зная, что длина волны этого цвета в 2 раза больше. Тут нам случайным образом повезло: человеческий глаз воспринимает ровно одну октаву. Цвет соседней октавы он уже не видит, но он там есть! Например, пурпурный цвет – это смесь красного и фиолетового цветов, один из которых виден, а другой нет. Переходя из октавы в октаву (а что нам мешает?), дойдем до воспринимаемой человеком длины, выраженной уже не в нанометрах, а сантиметрах и метрах. Но цвет при этом останется тот же самый. Мы не можем его увидеть, но зато теперь мы можем видеть его рисунок.
Соответствие длины волны цвета и длины штриха.
Цвет |
Длина волны, нм |
Длина штриха, см |
Длина штриха, см |
КРАСНЫЙ |
700 |
9 |
73 |
ОРАНЖЕВЫЙ |
600 |
8 |
63 |
ЖЕЛТЫЙ |
580 |
7,5 |
61 |
ЗЕЛЕНЫЙ |
550 |
7 |
58 |
СИНИЙ |
470 |
6 |
49 |
ФИОЛЕТОВЫЙ |
400 |
5 |
42 |
На цветовой логарифмической линейке показаны 20-я, 19-я и 18-я октавы цвета и соответствующие цветам длины штрихов. Заметим, что 20-я октава – это МЕГА-цвет. Этот цвет показан нами впервые в мире, как впрочем и все цвета других невидимых ранее октав.
Подведем итоги того, что мы сделали. Мы нарисовали линию, имеющую фиксированные повороты через равные определенные расстояния (или близко к тому) и мы говорим, что это определенный цвет. Все элементы линии формальны, и они все соответствуют формальным элементам цвета. Насколько правомочно соответствие? Насколько правомочно название? Даже, если мы верно изобразили цвет другой октавы, изобразили графически, то можем ли мы называть этот набор линий цветом? Ведь звук ноты «ДО» первой октавы – это не тот же звук, что звук ноты «ДО» четвертой октавы. Но мы и не говорим, что это тот же звук. Мы говорим, что это – та же нота, других нот просто нет! Так и здесь: мы не будем говорить, что это – та же цветовая поверхность, но будем говорить, что это – рисунок того же цвета! Хотя он – черно-белый и линейный. Что значит, например, нарисовать какой-то образ? Это значит - передать графически черты, по которым этот образ узнается. Этот рисунок должен нести то же впечатление, что и настоящий объект. Но это не сам объект, как портрет человека - не сам живой человек. Именно это мы и сделали - не создали цвет, но нарисовали цвет!
Итак: Цветовая поверхность может быть заменена бесцветной поверхностью, заштрихованной равномерно пульсирующей линией. Октава штриховки должна быть параллельна октаве спектра, а длина штриха должна соответствовать длине волны параллельного цвета.
От цвета к линии.
Вспомним Лихтенстайна: он уже представлял цвет в виде точек. Точки у него были того же цвета. То есть он для изображения цвета воспользовался самим цветом. Это не очень хорошо, хотя он создал свою форму! А мы можем отказаться от цвета и нарисовать его черной линией!
Соответствие элементов |
|
ЦВЕТ |
ДЛИНА ШТРИХА |
ЯРКОСТЬ (СВЕТЛОТА) |
УГОЛ ПОВОРОТА ЛИНИИ |
НАСЫЩЕННОСТЬ |
РАВЕНСТВО ШТРИХОВ |
О мерной форме.
Мы рассмотрели соответствие формальных элементов цвета и формальных элементов линии. Причем, все элементы линии связаны с цветом количественно. То есть, и ДЛИНА, и УГОЛ, и СТЕПЕНЬ ОДНООБРАЗИЯ - вполне конкретные элементы линии - в точности соответствуют вполне конкретным элементам цвета. Очень интересно: если мы принимаем, что мы создали изображение цвета, то какое-то оно странное. Как, если бы написали портрет, в точности соответствующий по размеру, цвету и всем остальным элементам живому человеку! Восковая фигура, что-ли? Какой-то супер-реализм! Раньше в изображениях он был вовсе не нужен, наоборот, с ним фантазировали, как хотели. И только для изображения цвета нам потребовались эти точные абсолютные количественные значения. Так заявим об этой МЕРНОЙ ФОРМЕ. Именно форме, а не концепции. Как концепцию, ДЛИНУ уже вводили в искусство. Это сделал Мел Бохнер. Он стрелочками показывал расстояния и цифрами указывал размеры. Стрелочки цифры, буквы - это все элементы концепции. Мы же рассматриваем ДЛИНУ и УГОЛ, как формальные элементы линии и показываем их с помощью цвета, то есть, с помощью другой формы. Это принципиальнейшее отличие от того, что сделал Бохнер.
Изображение? Концепция? Форма?
Каково наше нововведение, это новый объект изображения, а именно: не пейзаж, портрет, натюрморт, а сам элемент формы - цвет? Пусть будет так: мы не создали новой формы, мы сделали изображение формы (цвета) с помощью другой формы (линии).
Будем считать, что мы сделали ЛИНЕЙНУЮ МОДЕЛЬ ЦВЕТА. Однако, это не схема, показывающая, как устроен цвет. Это - некое формальное построение из линии, аналогичное по восприятию с конкретным цветом. То есть, все-таки, это - формализм?
Но что визуально нового в этой форме? Крашеная линия? Но и другие художники красили линию, пусть и неправильно. Концепция, по которой нужно красить? ...Я бы сказал, не концепция, а Закон. Потому что концепций - много, а Закон - один, и когда он открыт, все концепции умирают. Да, мы открыли Закон соответствия длины - цвету, но еще и Метод покраски одномерной линии. Ведь раньше для показа цвета линии, ее делали толстой. А мы остроумно штрихуем плоскость и называем ее цветом. Точнее: не называем ее цветом, а это и есть линейное представление цвета!
Но что такое Закон соответствия формальных элементов цвета - формальным элементам линии? Что он означает? Он означает (ВНИМАНИЕ!):
ЦВЕТ - ФОРМАЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЛИНИИ!
Графическая живопись.
Налицо
новая ветвь в искусстве – графическая живопись, в которой цвет заменен элементами графики. Она, как и обычная, имеет три
разных направления: изображение, форму и концепцию. Но если изображение и
концепция - многовариантны, и по ним необходимо договариваться, то форма –
единственна и абсолютна.
Графическая живопись: КРАСНЫЙ |
||
изображение |
концепция |
форма (штрих=9см) |
|
|
|
В заключение.
Цвет
и линия – это две первоосновы художественной визуальной формы. За всю историю искусства
в визуальной форме было совсем немного открытий. Мы помним цвет Сезанна;
плоские пятна Матисса, его же проволочную графику; геометрию и черную тень
Малевича; сетку и ритм Мондриана; экспрессию и естественность Поллока; мягкость
цветовых пятен Ротко и очертания пятен Мозеруэла. Мы помним пуантилизм
Сера, точки Лихтенстайна, меняющиеся поверхности Агама, дырки и царапины
Фонтана. Была наша бинокулярная форма, где цвет получался от двух разных цветов,
попадающих в разные глаза. Были прозрачные и свежие поверхности. Были лазерные
лучи в небе и связанная из волос тонкая длинная линия. И вот мы получили ЛИНЕЙНЫЙ ЦВЕТ.
Пятно и линия, живопись и графика. Мы можем быть удовлетворены, что соединили их
вместе.